Доктор Айболит

МЕДИЦИНСКИЙ САЙТ ДЛЯ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР


загрузка...


Р А З Д Е Л Ы :


- Медицинский форум для врачей и медсестер

- Болезни кожи

- Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП)

- Инфекционные (заразные) болезни

- Тропические болезни

- Паразитология

- История медицины

- Афоризмы о здоровье и медицине

- Анекдоты о медицине

- Поздравления ко Дню медработника, ко Дню медсестры и прочее

- Нетрадиционная медицина

- Карта сайта

- Наши партнёры

- Медицинские статьи

- Сказка “Доктор Айболит”

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА Консультация врача на форуме для зарегистрировавшихся пользователей

 

 



 

 

  ГЛАВНАЯ

      На сайте "Доктор Айболит" работает МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ, на котором проводятся бесплатные интернет-консультации квалифицированными врачами различных специализаций.
      Онлайн консультации с врачом проводятся конфиденциально, либо на форуме. При ответе предпочтение отдается вопросам на форуме зарегистрированных пользователей.
      Приглашаем врачей-специалистов, фельдшеров, медицинских сестер, заинтересованных пользователей оказать помощь в работе Форума в качестве модераторов и консультантов.
      Уважаемые посетители сайта задавайте вопросы на любые интересующие Вас темы о состоянии здоровья.
    

СИМВОЛЫ МЕДИЦИНЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

     «Седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой потому, что она образует основу всего позднейшего, более высокого развития, потому что она имеет исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые уже никогда не встретятся будущим ассоциированным людям.

Ф. Энгельс1
(Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е)

     У многих образованных людей, ученых различных специальностей, особенно у тех, кто вступает или уже трудится на поприще медицины, живой интерес вызывает происхождение и смысловое содержание таких древних символов, как змея (в мифологии различных народов это слово-символ в одном и том же значении употребляется как в женском (змея), так и в мужском (змей) роде; такое употребление сохранено и в нашем тексте), чаша, факел, крест и другие. Этот интерес закономерен. Во-первых, потому, что на протяжении тысячелетий медицинская деятельность олицетворялась, как правило, этими символами. От необычайно далекой древности, отмечал известный исследователь истории культуры Г.К. Властов, «змей соединяется всегда с врачеванием и знанием зельев» (Властов Г. К. Теогония Гезиода и Прометей. СПб., 1897). Во-вторых, потому, что раскрытие первоначального смысла древнейших медицинских символов помогает понять суть многих представлений наших далеких предков об окружающей природе, причинах болезней, факторах, обусловливающих здоровье, и способах его сохранения, способствуя установлению истоков теоретической и практической медицины. А это представляет большой интерес не только для истории медицины, но и для понимания некоторых аспектов развития человеческой культуры.
     Однако вопрос о происхождении и смысловом содержании  медицинских эмблемзмеи, посоха и чаши – в настоящее время еще не решен окончательно. Об этом свидетельствуют многочисленные историки медицинские работы. Так, например, описывая смысл символа змеи, М. П. Мультановский писал: «Эта эмблема весьма древнего происхождения: она восходит к первобытному тотемизму – культу животных. Змея и ворон у многих народов считались олицетворением мудрости. У некоторых народов существовали легенды о змееедах – людях, поедавших змей и в результате овладевавших глубочайшими познаниями, в частности по лечению и распознаванию болезней. Легенды эти отражены в художественной литературе, а также в поговорках: «Будьте мудры, аки змии». Изображение это сохранилось до наших дней во многих странах на вывесках аптек и других медицинских учреждений, па бланках медицинских обществ и отдельных врачей, в качестве книжного знака и т. п., хотя первоначальный смысл его давно утрачен» (Мультановский М. П. История медицины).
     Нечто подобное мы находим в журнале «Здоровье мира» (1970, № 5). Происхождение эмблемы медициныжезл со змеей, по мнению авторов подборки материалов «Основные вехи истории медицины», «нужно искать в Древней Греции: в храмах, воздвигнутых в честь Эскулапа, большую роль играли безобидные змеи, которые облизывали открытые рапы и больных. Змея является также символом мудрости». Подобные толкования не объясняют, почему именно змея – животное, стоящее на низких ступенях развития и к тому же опасное для человека, – стала олицетворять «мудрость» и почему соприкосновение с ней считалось целебным. Более того, эти толкования практически не отличаются от традиционного толкования смыслового содержания медицинских эмблем полуторавековой давности. «Змея, – писал Н. М. Максимович-Амбодик в 1811 г., – имеет различные ознаменования: в круге свившаяся значит рассуждение, предосторожность, здравие; пресмыкающаяся – угрызение совести, печаль, зависть, раздор, мятеж, неблагодарность; на жертвеннике или в руках богини – здравие; на жертвенном тагане лежащая – дельфийского оракула; вокруг палки обвившаяся – Эскулапия, врачество; держащая хвост во рту – вечность; изображенная у ног мира (собрания народа – В. Т.) – войну и ссору; лежащая у ног Минервы (Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел; позже отождествленная с древнегреческой богиней Афиной) – послушание и особливый присмотр над девицами; выползающая из корзины или ползущая за Вакхом (Вакх или Дионис – в древнегреческой мифологии бог вина, виноделия и веселья) – признаки этого культа. Две змеи знаменуют Азию... Жезл или палка с крыльями и двумя змеями, значит кадуцей Меркуриев (Меркурий – в римской мифологии бог красноречия, торговли, дорог, вестник богов; в древнегреческой мифологии – Гермес), остроту разума, красноречие, мир, премудрость, власть, прилежание» (Максимович-Амбодик Н. М. Избранные эмблемы и символы на российском, латинском, французском, немецком и английском языках, объясненные прежде в Амстердаме, а потом во граде Св. Петра, с приумножением изданные. СПб., 1811, с. 43, 51).
     Недостаточность изучения вопроса обусловила появление в нашей стране в 60–70-х годах XX века ряда публикаций, в которых попытались дать научно обоснованное толкование происхождению и смысловому содержанию медицинских символовзмеи, посоха и чаши [Бородулин Ф. Р., 1961; Заблудовский П. Е., 1963; Петров Б. Д., 1964; Грибанов Э. Д., 1965, 1973, 1976, 1978; Мурьянов М. Ф., 1970; Тарасонов В. М., Фокина E.H., 1972, 1973; Фиалков Л. Б., 1975; Грибанов Э. Д., Георгадзе В. И., 1979]. Эти публикации свидетельствовали о сложности вопроса, разноречивости толкований смыслового значения медицинских символов, а также о поисках методологических подходов к его изучению и накоплению фактических данных по использованию тех или других символов медицины в различные исторические эпохи.
     По данной проблеме следует особо отметить первую в нашей стране монографию Э. Д. Грибанова и В. И. Георгадзе «Эмблемы медицины» (1979), в которой дана классификация медицинских эмблем и приведены многочисленные толкования смысла медицинских символов, основанные главным образом на зарубежных источниках. Вместе с тем, несмотря па несомненную ценность приводимых сведений, монография не отвечает на вопросы, какие условия жизни людей в древности, какие представления их об окружающем мире и понятия о врачевании обусловили появление и утверждение в качестве символов медицины змеи, посоха, чаши. Отдельные выводы авторов представляются недостаточно обоснованными. Так, например, собственно о происхождении смыслового содержания символа змеи в медицине в монографии сказано лишь, что «Символ змеи и здесь также имел двойной смысл: с одной стороны – подземного мира, а с другой стороны – символ богини земного плодородия» и что «В Древней Вавилонской мифологии две змеи постоянно сопровождают изображения бога Нингишзиды ... бога исцеления». Ссылаясь лишь на общеизвестное представление о применении в асклепейонах для лечения больных «безобидных» Асклепиевых ужей, «в облике которых представал сам Асклепий», авторы приходят к недостаточно обоснованному, с нашей точки зрения, выводу о том, что «в эмблеме чаша со змеей змея олицетворяет мудрость, знание, бессмертие – в общем, добрые начала (агатедемон)». При исследовании смыслового содержания символа «чаша» авторы, отмечая убедительность представлений, согласно которым ее следует понимать как сосуд для хранения противоядий, вместе с тем только на основании того, что боги пили из чаши напиток бессмертия, склонны считать, что она символизирует сосуд с исцеляющими силами природы, что «в эмблеме медицины – чаше, обвитой змеей, – нет никакого противопоставления (добро – зло), а сведены два взаимоусиливающих символа (добро – добро)».
     В разделе «Посох» авторы приводят суждения ряда исследователей о смысловом содержании и происхождении «посоха» как символа медицины: по их мнению, посох мог символизировать власть и связь Асклепия с небом, странствия врача, его мудрость, зрелость, важность и вместе с тем трудности медицинской профессии. Возможно, его изображали как опору для змеи Асклепия, по авторы не исключают, что он мог быть лишь местом хранения ядов. В конце этого раздела, ссылаясь на И. Шоутена, авторы сообщают, что «змея и посох были сведены воедино (посох Асклепия-Эскулапа) в основном потому, что по античным представлениям оба представляли жизнь земли. Отсюда, посох, обвитый змеей, можно рассматривать как удвоение одной и той же эмблемы». Во всех приведенных выше толкованиях смысловой нагрузки посоха, как атрибута Асклепия фактически нет данных, которые подтверждали бы правомерность того или иного суждения и указывали на первоначальное смысловое содержание этого символа. Таким образом, и этот научный труд, содержащий большой фактический материал, не уменьшает существующих разногласий в толковании происхождения смыслового содержания медицинских символов.
     Вместе с тем в историко-медицинской, археологической, этнографической и другой научной литературе имеются многочисленные разрозненные данные, указывающие на зависимость возникновения символов медицины от определенных исторических условий, на их теснейшую связь с истоками врачевания и первыми медицинскими понятиями. Раскрытие этих условий и их влияния на миропонимание древних людей и на становление врачевания несомненно способствовало бы выяснению не только первоначального смыслового содержания символов медицины, но и путей развития врачевания и его состояния в те времена.
     Учитывая сказанное, мы поставили перед собой задачу выявить в источниках общеисторического, историко-медицинского, археологического, этнографического, мифологического, историко-религиозного, историко-философского, фольклорного и другого характера сведения, относящиеся к этому вопросу, их проанализировать и обобщить. Кроме того, попытались раскрыть условия жизни и методы врачевания наших далеких предков, обусловившие возникновение и утверждение змеи, посоха, чаши и некоторых других древних символов медицины.
     В ходе исследования нами было использовано свыше тысячи источников. В процессе анализа, систематизации и обобщения мифологических данных мы руководствовались общеметодологическим подходом, согласно которому мифы, в том числе и о врачевании, появившись как отражение природной реальности, с течением времени восполнялись преданиями о реальных исторических событиях. Поэтому в них в своеобразной форме были отражены явления природной и общественной среды, в которой они складывались. Указывая на это, Ф. Энгельс писал: «... всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения. Этот первоначальный процесс прослежен при помощи сравнительной мифологии... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил» (Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд., т. 20). Эта марксистская трактовка, как известно, составляет основу успешно разрабатываемой в нашей стране теории происхождения мифических представлений и их образов. Основные положения этой теории, являющиеся исходными для нашего исследования, приведены в обобщенном виде в работах А. Ф. Лосева (1957, 1974) и Е. Н. Мелетинского (1976) и сводятся к следующему.

  1. Человек первобытнообщинного строя, переносивший общинно-родовые отношения на окружавший его мир, представлял все предметы и явления природы как составляющие единую родовую общину, в которой все находится в родстве между собой; даже элементы трудовой деятельности, ремесло, в том числе и врачевание тех времен, мыслились в виде живых существ, управляющих и направляющих как отдельные элементы ремесла, так и его в целом; из этих представлений и возникали образы богов – ремесленников (в том числе и врачей), воинов, хранителей, покровителей и т. д. На этой основе появлялись мифы.
  2. В историческом плане развитие мифов шло от выражения в них представлений о явлениях в природе и обществе как хаотических и неупорядоченных к представлениям о тех же явлениях в состоянии упорядоченности и гармонии.
  3. Для эпохи матриархата характерны мифические образы в виде неукротимых и свирепых зверей и чудовищ; в эпоху патриархата появилась мифическая героическая личность, побеждающая хаос, силы природы и, как пишет А. Ф. Лосев (1974), организующая общественную жизнь и защиту своей общины от враждебных сил природы и соседних племен.
  4. Дошедшие до нас мифы представляют собой сложные комплексы из напластований, полученных от разных эпох. Как отмечает А. Ф. Лосев (1974), «...будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеческого бытия мифология рассматривается современной наукой, как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях  и  радостях».

     Мифологические образы, имеющие многообразное символическое значение, по-разному соотносятся в различные исторические эпохи и в связи с этим форма их выражения имеет свои особенности, хотя и несет в себе всегда общие элементы.
     Исходя из вышеизложенной общеметодологической основы и целей нашего исследования, мы решили ограничить свои обобщения преимущественно данными, касающимися двух медицинских символик, оказавших наибольшее влияние на последующее развитие медицинской эмблематики:

  1. символики кубка Гудеа, относящейся к культуре одной из самых древних цивилизаций – шумерской, в которой в силу консерватизма ярко видны следы представлений о плодородии и жизни из эпохи матриархата, когда жизнь человека была еще тесно связана с жизнью животных, и потому представления о внешнем мире теснейшим образом увязывались человеком с животным  миром;
  2. символики, связанной с культом древнегреческого бога Асклепия, создание мифа о котором относится к тому периоду истории, когда человек па основе полученных эмпирическим путем знаний осознает возможность использования сил природы в целях утверждения жизни, укрепления здоровья и борьбы с болезнями.

Статуя бога Тот     Исследуемая нами символика имеет многоаспектную семантику. В данной работе мы проведем анализ преимущественно тех данных и только в тех аспектах, которые имеют непосредственное отношение к медицинской семантике и способствуют выяснению истоков медицинских понятий и приемов врачевания у древнейших народов, а также и тех, раскрытие смыслового содержания которых может способствовать уяснению основных вопросов исследования. Например, о египетском мифическом Тоте, имевшем многоаспектное функциональное значение (мудрец, создатель письма, счета, «Книги дыхания», владыка времени и т. д.), нами будут приведены данные только в плане его изображений с головой птицы ибиса, как имеющие прямое отношение к его функции врачевания.
     Тотв древнеегипетской мифологии бог луны, времени, счета, письма, мудрости, изображается в виде птицы ибиса или в виде человека с головой ибиса, увенчанной луной, или в виде павиана. Греки сопоставляли Тота с Гермесом.
     Автор приносит благодарность научному сотруднику отдела истории медицины Научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко ныне покойной Екатерине Николаевне Фокиной за оказанную сю помощь в ходе сбора данных по теме исследования, а также рецензентам: профессорам А. С. Георгиевскому и П. Е. Заблудовскому, доктору медицинских наук Ю. В. Архангельскому и старшему научному сотруднику Института Востоковедения АН СССР кандидату исторических наук Д. С. Раевскому.
     Мы отчетливо представляем, что наше исследование является лишь началом изучения проблемы. Все замечания и пожелания автор примет с благодарностью и учтет их в дальнейшей работе.

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25   > >>

     Ветрянка фото




загрузка...


Интересные темы на нашем сайте:

Кандидозы у женщин
от старого термина «молочница» до принятых в наше время «кандидоз» и «монилиаз»

Увеличение губ, мезотерапия и удаление папиллом
косметология предлагает удаление папиллом на веках, увеличение губ

Рецепторы
кожные рецепторы включают в себя две больших группы нервных окончаний

Волокна нервные периферические
нервные волокна классифицируются в зависимости от толщины

Пельвиоперитонит.
три стадии течения пельвеоперитонита

Зубы: современные подходы в отбеливании зубов.
не стоит применять лимон или соду



Copyright © 2009 Доктор Айболит