Доктор Айболит

МЕДИЦИНСКИЙ САЙТ ДЛЯ ВРАЧЕЙ И МЕДСЕСТЕР


загрузка...


Р А З Д Е Л Ы :


- Медицинский форум для врачей и медсестер

- Болезни кожи

- Инфекции, передаваемые половым путём (ИППП)

- Инфекционные (заразные) болезни

- Тропические болезни

- Паразитология

- История медицины

- Афоризмы о здоровье и медицине

- Анекдоты о медицине

- Поздравления ко Дню медработника, ко Дню медсестры и прочее

- Нетрадиционная медицина

- Карта сайта

- Наши партнёры

- Медицинские статьи

- Сказка “Доктор Айболит”

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА Консультация врача на форуме для зарегистрировавшихся пользователей

 

 



 

 

  ГЛАВНАЯ

      На сайте "Доктор Айболит" работает МЕДИЦИНСКИЙ ФОРУМ, на котором проводятся бесплатные интернет-консультации квалифицированными врачами различных специализаций.
      Онлайн консультации с врачом проводятся конфиденциально, либо на форуме. При ответе предпочтение отдается вопросам на форуме зарегистрированных пользователей.
      Приглашаем врачей-специалистов, фельдшеров, медицинских сестер, заинтересованных пользователей оказать помощь в работе Форума в качестве модераторов и консультантов.
      Уважаемые посетители сайта задавайте вопросы на любые интересующие Вас темы о состоянии здоровья.
    

СИМВОЛЫ МЕДИЦИНЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

СИМВОЛИКА КАДУЦЕЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВЫХ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ВРАЧЕВАНИЯ

     Представления древнейших людей о единении земли и неба, как об условиях порождения и сохранения жизни, нашедшие выражение в символике кадуцея, не могли не отразиться на содержании исходной базы для формирования общих медицинских понятий о сущности жизни, здоровья, болезни, ее лечении и предупреждении. Если порождение жизни и ее сохранение есть следствие единения земли и неба, то врачеватель-мыслитель глубокой древности, распространявший по аналогии свои представления о внешнем мире и па врачевание, не мог не считать, что жизнь, ее появление и сохранение есть результат взаимодействия природных стихий. Такими стихиями или элементами для древних людей было все то, что «сопровождает» единение земли и неба: движение воздуха в виде ветра, бури урагана; выпадение дождя – «небесной воды»; сверкание молнии – огня; содрогание земли при громе. И так, как эти стихии или элементы участвуют в порождении жизни, то очевидно, что они входят в состав всего живого. И, следовательно, живое состоит из земли, воды, огня и воздуха.
     Из истории медицины известно, что врачи Древней Индии, Древнего Египта, Древней Греции, как и других древних раннерабовладельческих государств, к главным элементам природы, сообщающим движение всему живому, относили именно эти рождающие жизнь стихии. Эти стихии (элементы) в процессе жизни поступают в организм человека с пищей и таким образом его природа и природа внешнего мира согласно этим понятиям едины. Однако проявления организма, как и внешней природы, разнообразны. При таком общем понимании природы человеческого организма одному из элементов (стихии), составляющих его, придавалось значение главенствующего. В зороастризме в качестве наиболее важной стихии для человека признавали «дочь Ахурамазды» – воду – «царицу небес». Она как несущая жизнь и обеспечивающая ее сохранение, согласно этому учению, наиболее важна для жизни человека и должна быть безупречной чистоты (Менье Л. История медицины: пер. с франц. – М. – Л.: Госиздат, 1926). Ахурамазда – в религии огнепоклонников Средней Азии, Ирана, Закавказья верховный бог, олицетворяющий доброе начало. Изображался в виде крылатой человекоподобной фигуры. Почетание Ахурамазды было тесно связано с культом огня.
     Египтяне, не представлявшие жизни без дыхания, наибольшее значение придавали воздуху. Греческие милетские философы, освободившие древние представления о стихиях от мифических наслоений, превращавших их в живые свирепые существа, и обогатившие их наблюдениями за явлениями природы, утвердили в представлениях о вселенной примат материальной первоосновы. Они считали главной стихией – первоматерией то воду (Фалес), то воздух (Анаксимен), то беспредельный, постоянно движущийся хаос – «апейрон» (Анаксимандр), то огонь (Гераклит) – в эти толкования сущности явлений природы и зависимости жизни от состояния природных стихий и прежде всего от погодных условий, новое было внесено в V-IV вв. до н. э. Левкиппом и Демокритом. Они ввели в качестве первоосновы всего атом и тем самым сделали большой шаг вперед по сравнению с безраздельно господствовавшими до того представлениями о стихиях, как первооснове жизни. Однако и после появления учения Левкиппа и Демокрита об атомах, учение о стихиях, или элементах жизни, обогащенное новыми данными наблюдений, в течение многих веков входило в различные теории врачебной науки в качестве их исходной основы.
     Аристотель (384-322 до н. э.), например, впервые применивший для обозначения понятия первоосновы природы термин «материя» как «мать и кормилица всякого происхождения» различал четыре «первичных качества», или «начала» – тепло, холод, влагу, сухость. Различные сочетания этих первичных качеств образуют, по Аристотелю, «первоэлементы природы (стихии) – воздух, воду, огонь, землю». При этом он полагал, что элементы могут превращаться друг в друга и, что «в возможности каждый (элемент) содержится в каждом из них, как это происходит и у других (вещей), имеющих некий единый и тождественный субстрат, до которого они в конце концов разлагаются». В эпоху средневековья великий врач Абу Али Ибн Сина (980-1037) писал: «Все, что природа накопить сумела, незримо входит и в природу тела. Земля и воздух, – прав был Гиппократ, – Вода, огонь – сей составляют ряд. В любом из нас стихии те четыре. Круговорот их вечен в этом мире. Избыток иль нехватка лишь одной грозят больному тяжкою бедой».
     На основе учений греческих философов разрабатывались представления об организме человека, учения о болезни и здоровье. Наиболее полное выражение эти представления нашли в гуморальной теории патологии, развивавшейся виднейшими врачами древности и средневековья – Гиппократом, Галеном, Ибн Синой.
     Сказанное, как мы полагаем, с достаточной убедительностью свидетельствует, что одним из источников создания первых понятий медицины следует считать весьма архаичные и наивные представления о единении земли и неба и сопровождающих это единение движениях стихий. Более того, пронизывающее медицину древних греков и других народов понятие о «качестве» также вышло из представлений о единении неба и земли, как основе порождения жизни. Если единение земли и неба, как могли думать врачеватели древности, не только порождает жизнь, но и обеспечивает необходимые для жизни погодные условия, т. е. благоприятное для нее соотношение теплого и холодного, влажного и сухого, то, очевидно, что простой перенос этих понятий по аналогии на жизнь людей, во врачевание не мог не обусловить появление в древней медицине учения о качестве сухости и влажности, теплого и холодного, об их решающей роли в становлении и развитии жизни, ее сохранении, в появлении болезней и их характерных признаков. В последующем к перечисленным качествам были добавлены и вкусовые – горькое, сладкое, кислое и горячее. Все это мы находим уже у Эмпедокла, продолжавшего материалистическую линию развития греческой философии и указывавшего в своих трудах как на первооснову всего сущего четыре элемента – землю, воздух, огонь и воду и четыре качества: горькое, сладкое, кислое и горячее. Из комбинаций этих элементов, их притяжений и отталкиваний, происходят все проявления жизни, в том числе здоровье и болезни (Менье Л. История медицины: Пер. с франц.– М.– Л.: Госиздат, 1926, с. 12). Эти представления проходят через труды врачей античности и средневековья. Вот как излагал их, например,      Абу Али Ибн Сина в «Поэме о медицине»:
     «Мизаджа знание врачу всего полезней
     Для постиженья и лечения болезней.
     И качества, присущие ему,
     Определить врач должен потому,
     На ощупь выявляются мизаджи:
     Горячий, стылый и сухой, и влажный,
     Они – в природе, в смене лет и зим,
     В том, где растем и что вокруг растим
     У каждого мизаджа есть начало,
     И до конца ступеней есть немало.
     Огонь и воздух – вот исток тепла.
     Земля с водою холодят тела.
     А сухость – меж землею и лучами
     И влажность – меж водой и облаками.
     Натуры в том единство и упорство
     И вечное стихий противоборство.
     Все эти свойства надо уяснить.
     Мизадж есть элементов сочетанье,
     Какого-то из них преобладанье.
     И соразмерным мы его сочтем,
     Когда четыре элемента в нем,
     Приходит врач к определенью,
     Кто склонен к худобе и к ожиренью.
     У человека всякого свой нрав,
     И лекарь – исцелитель будет прав,
     Коль, изучая свойства те и эти,
     Держать любое будет на примете.
     И главное он выделит тогда:
     Огонь ли то, земля или вода,
     Иль воздух. Таково сужденье наше
     О естестве телесном, о мизадже.
     Известных ныне каждому врачу
     Мизаджей девять я назвать хочу».
     Из этих простых естественных представлений, являвшихся результатом наблюдений древних людей за окружающей природой, родился основной принцип лечения болезней: противоположное врачуй противоположным. Этот принцип распространялся на все болезни и особенно на те, которые наступают вследствие непосредственного влияния внешних – погодных – условий. Зимой, например, когда мало тепла и много холода, говорится в сборнике Гиппократа, в теле человека преобладает слизь; весной, когда достаточно тепла и влажности, преобладает кровь, летом при избытке тепла – желтая желчь, а осенью, когда не хватает уже тепла и много влажности, преобладает черная желчь. И соответственно этому наблюдаются зависящие от погодных условий преобладания тех или иных болезней. Гиппократу вторит Ибн Сина:
     «Зимою в теле флегмы проявленье,
     А по весне приходит кровь в волненье.
     Желчь желтая преобладает летом,
     Желчь черная – порой осенней, следом».
     В лечении этих болезней врачу рекомендовалось учитывать недостаток или избыток того или иного качества. Тот, кто умеет правильно прибавить недостающего качества или убавить излишествующего, тот лучший врач, – учил Гиппократ.
     Данная концепция указывает на то, что внешняя природа, изменчивость климатических условий и т. п. занимали весьма важное место и являлись одной из отправных посылок для развития медицинских понятий. И поскольку медицина как отрасль знаний возникает тогда, когда у людей появляются первые общие понятия, взгляды на сущность жизни, здоровья и болезни, то можно с достаточным основанием говорить о возникновении первых обобщающих представлений в области медицины именно с момента осознания людьми зависимости их жизни от всяких внешних явлений и прежде всего погодных. «Внутренним силам», о которых врачи глубокой древности знали мало, как и образу жизни, не зависевшему от них, и даже недостатку физических упражнений они отводили меньшую роль в этиологии болезней. Лихорадочные состояния, например, врачи Древней Греции стремились связывать с природными явлениями [Карпов В. П., 1936; Юринов Т. М., 1941; Лисицын Ю. П., 1958], ища зависимость их появления и исчезновения от воды, ветров, осадков, времени года, местности, т. е. от тех условий, которые обусловлены взаимосвязью неба и земли и, собственно, определяют состояние растительного и животного мира. И в делении людей по их телосложению и темпераменту врачи древности придерживались той же путеводной линии – влияния внешней среды, ее стихий и качеств. Наличие четырех темпераментов они связывали с различием в плодородии, почве, воде в разных частях света – на востоке, западе, севере и юге, ставя их в прямую зависимость от тепла, холода, сухости, влажности.
     Даже отводя определенную роль в появлении болезней жидкостям организма – желчи и слизи, последователи Гиппократа делали оговорку, придававшую решающее значение внешней среде: «болезни же они (т. е. слизь и желчь – В. Т.) вызывают через посредство пищи и питья или через посредство жара, чрезмерно согревающего и холода, чрезмерно охлаждающего».
     «Все болезни,... что касается внешних причин, – читаем мы в труде „О болезнях" Гиппократа, – от ударов, ран, жары, чрезмерно согревающей, холода, чрезмерно охлаждающего, сухости, чрезмерно осушающей, и влаги, чрезмерно увлажняющей». И потому врач, приходящий в новый город, должен, согласно учению Гиппократа, прежде всего тщательно ознакомиться с его климатическими условиями, почвами, водами, с питанием людей и их образом жизни, зависящим не только от общественных, но и от перечисленных факторов внешней природы. «Кто... хорошо узнает все эти пункты..., – учил Гиппократ, – от того не смогут укрыться ни болезни, свойственные местности, ни то, какова природа общих болезней, так что он не будет затрудняться или заблуждаться в лечении их; а это последнее обыкновенно случается, если кто,... предварительно узнавши, не поразмыслит о всех этих условиях»25. Эти идеи примерно через 2 тысячелетия развивал Парацельс, утверждая, что тому, кто изучал ветры, молнии и погоду, известно происхождение болезней. Это направление развития научной медицины и ныне является одним из самых главных.
     Таким образом можно сделать вывод, что Гиппократ и его последователи в своих обобщениях исходили не только из своего личного опыта, но являлись преемниками понятий из врачевания прошлого, уходившего своими истоками в глубокую древность, в архаичные представления о жизни как следствие единения неба и земли и непосредственной ее зависимости от внешних природных условий. Это подтверждается и тем, что в представлениях древних о целебных средствах (как они изложены, например, в «Ведах», где сказано, что лечебные травы происходят от дождей, грозы и солнечных лучей), нельзя не усмотреть той же исходной позиции – стихии (элементы) природы, несущие тепло, дождь, грозу и молнию, обеспечивают порождение как болезней, так и лекарств от них. Эти взгляды на роль природы как на решающий фактор в обеспечении условий для жизни и ее охраны не могли не способствовать успехам в наблюдении за явлениями природы и их влиянием на здоровье человека и тем самым накоплению эмпирических знаний.
     Мнение об истоках общих понятий медицины под тверждает высказывание известного историка медицины С. Г. Ковнера, указывавшего на то, что «...как ни драгоценно наследие, завещанное нам Гиппократом, но краеугольные камни и основы сооруженного им здания... заложены гораздо раньше его, быть может за десятки веков до его появления».
     Завершая рассмотрение вопроса о происхождении и содержании смысловой нагрузки кадуцея и ее связи с первыми общими врачебными понятиями, нельзя не прийти к заключению, что эта символика, являясь выражением представлений наших далеких предков о плодородии, порождении жизни и ее сохранении, о зависимости ее от природных стихий, в первую очередь от дождевой воды, была в то же время и выражением понятия врачевания. Вследствие этого мы полагаем, что символику кадуцея с достаточным основанием можно относить к древнейшей медицинской символике.

   < <<   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25   > >>

     Третичный сифилис




загрузка...


Интересные темы на нашем сайте:

Кандидозы у женщин
от старого термина «молочница» до принятых в наше время «кандидоз» и «монилиаз»

Увеличение губ, мезотерапия и удаление папиллом
косметология предлагает удаление папиллом на веках, увеличение губ

Рецепторы
кожные рецепторы включают в себя две больших группы нервных окончаний

Волокна нервные периферические
нервные волокна классифицируются в зависимости от толщины

Пельвиоперитонит.
три стадии течения пельвеоперитонита

Зубы: современные подходы в отбеливании зубов.
не стоит применять лимон или соду



Copyright © 2009 Доктор Айболит